Каддафи поставил на Украину

Ливия намерена через Украину начать продажу собственного топлива в Европе. Ее лидер Муаммар Каддафи договорился с украинским премьер-министром Юлией Тимошенко о строительстве нефтеперерабатывающего завода на территории порта «Южный». Но в дефицитный украинский рынок бензина его продукция может и не попасть.

«Каддафи решил проводить экспансию как нефтяная страна, он хочет иметь в Европе свои заправки Вы понимаете, что в Европу направления его никто не пустит, но нам его необходимо отпустить, учитывая, что отечественный рынок замонополизований», — пояснил «Экономической правде» депутат Верховной Рады от БЮТ Сергей Пашинский.

Ради этого Каддафи забыл даже о конфликте в области авиастроения, вызванный тем, что средства, направленные Ливией на закупку самолетов, просто исчезли.

По данным Пашинского, сейчас подписан межправительственный протокол, согласно которому Ливия будет вкладывать деньги в строительство НПЗ и участвовать в приватизации Одесского припортового завода.

Ориентировочная мощность завода, по данным правительственной пресс-службы, составляет 10,5 миллиона тонн в год, то есть ровно столько, сколько в прошлом году произвели вместе все украинские нефтеперерабатывающие, обеспечив тем лишь 50% отечественного объема потребления топлива.

Одесса или Броды?

Проекты строительства седьмого украинского нефтеперерабатывающего завода обсуждаются давно, несмотря на то, что существующие мощности загружены едва наполовину из-за нехватки сырья, а также через длительные реконструкции.

В мае 2008 года, во время Международного энергетического форума, «Укртранснафта» презентовала маркетинговое исследование возможности строительства такого предприятия.

«Я могу предположить, что в Ливии предлагались те проекты, которые были уже разработаны в Украине», — отметил в комментарии «Экономической правде» пресс-секретарь Министерства топлива и энергетики Фэнт Ди.

В то время обсуждался две площадки для строительства: порт «Южный» и город Броды Львовской области. Перерабатывать на НПЗ планировалось или ливийскую или азербайджанскую нефть.

«Рассматривался вариант, чтобы завод был государственный, поскольку фактически ни один из существующих заводов государством не контролируется. Конечно, все понимают необходимость частных инвестиций, но обычно заводы — и российские, и украинские — более или менее качественное топливо продают в Европу», — добавляет Фэнт Ди.

Однако судя по тому, что завод решили строить именно на юге, а не на западе, он, вероятно, тоже будет работать только на экспорт. Ведь на юге Украины — Одесский НПЗ, а также Херсонский НПЗ, который уже несколько лет не работает. Кроме того, в зоне досягаемости находится Кременчугский завод.

«Оптимальное расстояние для того, чтобы развозить бензин автоцистернами на собственные заправки — 300-350 километров. Если этот завод нужен Украине, то его надо построить так, чтобы он оптимально вписался в зоны потребления, в частности, в Бродах проходят основные автострады», — пояснил руководитель Киевского международного энергетического клуба Q-Club Александр Тодийчук.

Тем более, по его словам, в районе Брод проходят два трубопровода: «Дружба» с российской нефтью и «Одесса-Броды», который можно было бы автоматически загрузить, а также железнодорожный терминал.

Кроме того, убежден эксперт, в одном регионе концентрировать значительное количество профильных объектов не стоит.

«Нам нужно очищать рекреационную зону, а не перегружать ее промышленными объектами, даже когда строили Южный терминал, то уже были возражения Минобороны, мы концентрируем в одном месте аммиачное, калийное, а теперь еще и нефтегазовое производство», — рассказывает Тодийчук.

Хотя надо предполагать, что скоро Украина начнет добывать собственную нефть в Черном и Азовском морях. И тогда этот завод был бы полезен, отмечает эксперт.

Итак, Ливия и Тимошенко даже не пытаются привязаться к внутреннему рынку Украины.

Тимошенко перессорит мусульман?

Наконец, место строительства еще не поздно изменить. «Специалисты Каддафи за несколько недель уже будут в Одессе, но, возможно, увидев, как у нас выделяется земля, то он примет иное решение», — прогнозирует Пашинский.

В частности, по мнению Тодийчука, государство могло бы за копейки выкупить у нынешнего владельца Херсонский завод и на его базе создать новое предприятие.

«Там есть какая инфраструктура, железнодорожная и трубопроводная, есть профессионалы, которые еще не забыли этой работы, есть помещения для них. Чего он будет стоять и ржаветь?» — Спрашивает эксперт.

А один из чиновников, просивший не называть его фамилию, спрогнозировал, что Ливия может заинтересоваться Кременчугским НПЗ (ЗАО «Укртатнафта»).

«Строительство с нуля займет несколько лет, но можно не откладывать, а навести порядок на Кременчугском НПЗ и продать Ливии государственную долю, либо подписать соглашение о создании СП. Сын Каддафи в свое время уже приценивался к Кременчугскому заводу», — отметил чиновник.

По его словам, это может даже помочь разрешить конфликт между акционерами НПЗ.

«Мусульманин Шаймиев (Минтимер Шаймиев, президент Татарстана) намного быстрее найдет общий язык с мусульманином Каддафи, чем с евреем Коломойским и украинской Тимошенко», — иронично пояснил собеседник «Экономической правды».

Напомним, что после того, как татарские акционеры потеряли контроль над этим предприятием, они прекратили поставки нефти на него, таким образом, предприятие испытывает острую нехватку сырья.