Юлия Тимошенко пытается сместить менеджмент, подконтрольный группе «Приват» и, одновременно, договориться с татарами о возобновлении поставок на Кременчугский НПЗ.
Вопросы взаимоотношений с менеджерами «Укртатнафты» должен появиться уже сейчас, ведь украинская делегация в Ливии договорилась, в частности, и о поставках на Кременчугский НПЗ 600 тысяч тонн нефти.
Что ее побудило сделать такой подарок Игорю Коломойскому — непонятно. Однако в состав украинского представительства входил Владимир Пустоваров, заместитель председателя правления компании «Укрнафта», менеджмент которой также близок к «Привату».
Он рассказал, что именно его структура, 50% +1 акция которого принадлежит государству, должна изучить перспективность закупки ливийской нефти для переработки в Кременчуге.
По словам Пашинского, Украина не имеет возможности использовать Приднепровский трубопровод в реверсном режиме. Поэтому, по мнению Пустоварова, логистика таких поставок будет достаточно сложной, ведь танкерам придется проходить Босфор, а затем по железной дороге нефть будет транспортироваться из Одессы в Кременчуг. По его оценкам, речь может идти о двух танкеров по 80 тысяч тонн в месяц.
Но эксперты сходятся на том, что эти препятствия можно обойти, если применить схемы замещения.
«Если мы будем иметь ресурс ливийской нефти, то русские с радостью будут нам с коэффициентом 1,3 замещать ее российской нефтью, поскольку это даст возможность российским компаниям выходить на рынок Средиземноморья, а это — четвертый рынок в мире по объему они будут качать в Украину свою тяжелую нефть, не очень качественную, и забирать ливийскую», — рассуждает депутат.
По его словам, чтобы подписать такой контракт, надо 24 часа. «Но есть позиция российского государства: пока мы не урегулируем спор с татарами, ничего этого не будет», — уверяет он.
Стаи танкеров
В целом проект поставок ливийской нефти выглядит привлекательно.
«Большинство танкеров идут из Средиземного в Черное море пустыми до Новороссийска, Поти, Супса, Батуми, чтобы забрать нефть, поэтому, если будут двустороннии загрузки, то цена на перевозку упадет», — отмечает Тодийчук.
Кроме того, отмечает он, очень выгодным для Украины является бартер нефти на зерно, что обсуждается на двусторонних встречах с ливийцами, ведь это создаст дополнительный спрос на продукцию украинских аграриев.
Однако, по словам эксперта, бензин может потребляться только Украиной. В Евросоюзе наблюдается профицит топлива, и оно вывозится танкерами в Америку. Более или менее пользуется спросом только дизельное топливо.
«Если везти сюда нефть, перерабатывать, а затем бензин везти назад, на Средиземное море, чтобы там его продать, то я не понимаю, в чем тут бизнес», — отмечает он.
По словам Пашинского, перерабатывать на будущем заводе планируется государственную ливийскую нефть, а также то сырье, которое получит Украина, если докажет толком вопросы разработки месторождений в Ливии.
Напомним, что несколько лет назад Ливия создала условия для Украины, чтобы она могла победить в тендерах на разработку нефтяных месторождений. Но из-за небрежности Киева часть участков уже получил «Газпром». Пашинский уверяет, что Тимошенко удалось реанимировать эту тему на переговорах.
По словам Тодийчука, варианты строительства азербайджанского и ливийского заводов не противоречат друг другу.
«Я не исключаю, что можно даже и втроем построить. Посмотрите структуру собственников европейских заводов, где по пять-семь владельцев, ведущих компаний, и для них это гарантия переработки по определенным ценам своей нефти, также и здесь можно сделать», — говорит он.
В целом экономический кризис даже способствует строительству НПЗ. Хотя цены на оборудование, по наблюдениям Пашинского, снизились незначительно, однако, по данным Тодийчука, уменьшилась очередь на это оборудование, которое образовалось в предыдущие годы тотальной модернизации НПЗ.
«Из трех-пяти лет очередь на некоторое оборудование уменьшилось на год-два, и это нормально, потому что если сейчас разработать концепцию, то параллельно с отводом земли можно изготовить это оборудование, я делал ставку на лучшие технологии, так как пока построят завод , уже будут другие требования к топливу, и надо быть к ним готовым «, — говорит эксперт.
Однако главным вопросом остается целесообразность строительства завода для Украины. И главная задача для правительства — добиться с помощью завода хотя бы минимального влияния на украинский рынок.