Цена испорченного отдыха
В период летних отпусков появляется значительное количество ярких рекламных плакатов с предложениями отдохнуть в самых разных уголках земного шара.
Однако довольно часто качество услуг, которые фактически предоставляются туристам, не соответствует рассказам менеджеров и буклетам, полученным в туристической фирме.
Закономерно, что вернувшись из путешествия, человек стремится получить возмещение. Однако часто в туристической фирме, где был приобретен продукт, сообщают: все претензии следовало предъявлять там, на отдыхе, поскольку компания никаких услуг не оказывала.
Кто же на самом деле должен отвечать за испорченную отпуск?
Предоставление туристических услуг регулируют законы о туризме, о защите прав потребителей и лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности. Имущественные отношения в области регулируются также Гражданским и Хозяйственным кодексами.
Закон о туризме определяет, что за ненадлежащее исполнение своих обязательств оператор несет имущественную ответственность, определенную в соглашении. При этом ее размер не может превышать фактически нанесенных заказчику убытков.
Если оператор не сможет доказать, что убытки возникли по вине самого потребителя или вследствие действия непреодолимой силы, ему придется заплатить компенсацию. Таким образом, турист должен доказать лишь факт оказания некачественной услуги, что уже является основанием для ответственности оператора перед туристом.
Следующий вопрос, который интересует потерпевшего, — размер ответственности оператора.
Закон о туризме предусматривает, что оператор, нарушил законодательство, обязан возместить туристу убытки в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем размере.
Также турист имеет право на возмещение морального вреда. При этом турист должен доказать глубину душевных страданий и обосновать размер заявленной морального вреда.
Оператор в договоре может ограничить свою ответственность двойной стоимостью туристического продукта, если компания отвечает перед туристом единолично.
Таким образом, заявляя оператору претензию по возмещению ущерба из-за некачественного предоставления туристических услуг, турист может потребовать возмещения всех причиненных убытков, размер которых необходимо подтвердить документально.
[dt_quote type=»pullquote» layout=»left» font_size=»big» animation=»none» size=»1″]Отдых в Крыму 2015 всё включено у самого моря недорого, цены и отзывы отдыхающих туристов с фото и видео летом. Смотрите на сайте: http://golden-kolos.com.ua/[/dt_quote]
Следовательно, основанием для ответственности туристической компании является невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Основным документом, который бы это подтверждал, должен быть договор на туристическое обслуживание.
Это соглашение указывает, какие именно обязательства взяла на себя компания, а также определяет характеристики услуг и их качество. В случае, если заказана услуга не оказана, оказана не в полном объеме или с заменой, турист имеет право на пропорциональное уменьшение цены, безвозмездное устранение недостатков и возмещения убытков.
Таким образом, если турист не получил всех оговоренных услуг, он вправе обратиться к оператору с претензиями о возмещении причиненных убытков и морального вреда или в суд.
Впрочем, если акта нет — не страшно. Законодательство не требует обязательного наличия такого документа. Доказательством могут быть любые бумаги, подтверждающие некачественное оказание услуг. Кроме того, отказ компании принять претензию туриста не лишает его права обратиться в суд.
Согласно закону, оператор отвечает за выполнение всех обязательств, связанных с организацией и предоставлением услуг. Закон определяет понятие «туристический продукт» как предварительно разработан комплекс услуг, который объединяет перевозку и размещение туриста, а также другие услуги — экскурсии, развлечения и продажу сувениров.
В случае, если турист во время поездки заболел, был госпитализирован, или с ним произошел несчастный случай, претензии по возмещению дополнительных затрат необходимо предъявлять непосредственно страховой компании. Оператор в данном случае является лишь посредником, который организует страхование туристов.
В случае отмены или задержки путешествия в связи с задержкой выдачи или невыдачей визы консульством соответствующей страны оператор не может нести ответственность, поскольку на него только возлагается обязанность предоставить полную информацию о необходимых для выезда за границу документы.
Оператор также может выступать посредником в подаче документов для получения визы, однако не может гарантировать ее получение. Более того, оператор может потребовать от туриста возместить свои расходы на организацию путешествия.
По желанию клиента, с ним может быть заключено соглашение о страховании для покрытия расходов, связанных с аннулированием договора по инициативе туриста, или соглашение о страховании для покрытия расходов, связанных с преждевременным возвращением к месту проживания при наступлении несчастного случая или болезни.